Доказательство ценности народной игровой культуры, как педагогического явления

Страница 4

Во-первых, была выделена группа социально-средовых условий. В нее вошло создание микросоциального пространства, наполненного «манками» – средствами, стимулирующими детей к народной игре и помогающими ее организовать. Кроме того, для успешности процесса социально-нравственного воспитания необходимо моделирование сопровождающего игру фона, включающего разнообразные виды наглядности (в т.ч. пейзажные и сюжетные картины, фотографии), атрибуты реальной бытовой, досуговой и другой деятельности и воспроизводящего обстановку, игровую атмосферу, социально-психологические особенности взаимоотношений учащихся, традиционных игровых практик. Немаловажна и реализация в педагогическом процессе культурно-игрового опыта носителей знаний о содержании и правилах народных игр, передаваемых от одного поколения к другому.

Во-вторых, была определена группа содержательно-организационных условий. В нее входит использование народных игр в системе, создание игровых комплексов, «сквозных» игровых сюжетов, организацию деятельности по изучению традиционной игровой культуры народов Кубани. Большему проникновению в атмосферу народной игры способствует также использование традиционных методов, приемов, форм организации игровой деятельности (организация и руководство игрой старшими, постепенное усложнение правил, содержания игр младших школьников и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к их изначальной природе), применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря для игр и состязаний, оборудования), сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов.

Схема 1. Системно-структурная модель процесса социально-нравственного воспитания детей средствами народной игры

Целевой блок

Цель: повышение результативности социально-нравственного воспитания детей посредством народной игры.

Задачи:

Обогащение представлений и знаний учащихся о нормах и принципах нравственных взаимоотношений;

Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;

Развитие опыта нравственного поведения;

Корректировка нравственных качеств личности школьников.

Принципы организации игровой деятельности

единства переживаний и самовыражения;

активной роли детей;

отражения и преображения; безопасности;

соответствия игровой деятельности культурно-исторической и социальной среде;

использования диагностических возможностей игры

Содержательно-процессуальный блок

Этапы включения учащихся в игровую деятельности на основе народных игровых практик

Поисковый

Ознакомительный

Организационно- подготовительный

Творческий

Корректирующий

опросы;

описания;

экспедиционное собирательство;

совместная деятельность детей, педагогов и родителей.

познавательные занятия, беседы;

встречи с носителями традиций;

изучение игр.

изготовление костюмов, атрибутов;

планирование и организация игр и праздников;

проигрывание и проведение игровых праздников

уточнение методики;

вторичный отбор игрового материала;

оптимизация методологической системы.

Методы включения школьников в игровую деятельность

подражание;

имитация;

одобрение / осуждение;

пример;

состязательность / соревновательность;

опора на традиции;

сотрудничество, сопереживание;

упражнение;

импровизация

Методы осуществления игр. деят-ти:

наблюдение;

эксперимент;

моделирование;

Формы организации игровой деятельности

конкурсные программы;

игровые занятия;

историческая реконструкция;

игровые праздники (Рождественские, Масленичные и т.п.);

группы продленного дня;

вечера.

Педагогические условия реализации модели социально-нравственного воспитания детей в учреждениях образования

Социально-средовые

Содержательно-организационные

Субъектно-личностные

Оценочно-результативный блок

Критерии и показатели социально-нравственной воспитанности учащихся

когнитивный

мотивационный

поведенческий

Уровень осмысления и осознания социально-нравственных категорий, система взглядов на окружающий мир (взгляды, представления, понятия), на понимание другого человека, самопознание и становления человека. Постижение субъективных значений или личностных смыслов, себя и другого человека, «открытость» когнитивных схем в области межличностного познания, способность видеть мир глазами другого. Знания о социально-нравственных добродетелях, восприятие, распознавание народных образов, основанных на внимании, памяти и проявляющихся в особенностях воображения, речи, мышления.

Проявление потребностей, выбор направленности поведения, проявление эмоций, субьективных переживаний и установок. Определяется субъект-субъектной установкой к другому человеку, сопутствующим межличностному общению, эмпатии, сочувствию, сопереживанию, эмоциональный резонансу, состраданию, выраженной симпатией, любовью, уважением и т. п.

Проявление во всех сферах деятельности и общения (в игровых, учебных, бытовых и др. ситуациях) основных социально-нравственных качеств: доброжелательности, ответственности, долга, взаимовыручки, заботы, дружелюбия, справедливости, милосердия, честности. Поведенческая готовность при субъект-субъектной установке к другому на диалогическое общение, слушание другого, оказание помощи в случае определенных затруднений, альтруистическое поведение.

Уровни социально-нравственной воспитанности

Нестабильный (низкий)

Ситуативно-стабильный (средний)

Устойчивый (высокий)

Необязательность, значительные отклонения от общепринятых правил, нарушение правил игры, грубость в игре и других видах деятельности. Непонимание требований педагога и самой сути нравственных добродетелей.

Проявление качеств недостаточно стабильное. Зависит от ситуации, условий, окружения. Недостаточный уровень самоконтроля, частичная сформированность социально-нравственных качеств.

Внутренний контроль, самооценка личности в соответствии с общественными нормами и правилами игрового взаимодействия. Сформированность навыков самоконтроля, чувством собственного достоинства.

Результат

личность ученика, обладающая высоким уровнем социально-нравственной воспитанности на основе игровой деятельности, знаний, использования традиций казачества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

Содержательная модель темы «Световые волны»
Каждый учитель выстраивает свою технологию обучения, т.е. свою модель освоения учащимися конкретного учебного материала, способы добывания знаний. Однако существуют определенные инвариантные этапы деятельности учителя, которыми он должен владеть, чтобы организовать учебный процесс, отвечающий совре ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru