Сущность и структура теории воспитания

Страница 1

Так как системный подход рассматривается нами по отношению к теории воспитания, мы должны раскрыть ее сущность и структуру. В «Словаре по педагогике» Г.М. Коджаспировой «теорией воспитания» называется «раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику». Рассмотрим компоненты определения теории воспитания:

1. Воспитание. Определений данного понятия существует много, что объясняется как развитием педагогики, так и индивидуальными особенностями воззрений конкретного исследователя. Эти определения различаются как своей структурой, так и развернутостью. По мнению Х. Й. Лийметса и А.В. Мудрика, воспитание есть целенаправленное управление процессом развития личности. Несколько иное толкование дают О. П. Князева и М.Д. Маханеева: «Воспитание – обеспечение условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирование у них нравственных установок – отношения к миру по законам Добра, Правды и Красоты». Это определение перекликается с определениями многих известных педагогов, и прежде всего И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, П. Ф. Каптерева и других; нетрудно увидеть, что в нем предпринята попытка обозначить цель воспитания. В научном обиходе имеются и другие определения воспитания, исходя из его цели (воспитание гражданина, воспитание с целью выживания или самореализации), но они носят более конкретный характер. В трудах некоторых педагогов определение термина «воспитание» дается с учетом многогранности понятия. Например, Г. М. Коджаспирова называет множество его компонентов: процесс формирования личности (что перекликается с определением Х. Й. Лийметса), деятельность педагога, способствующая этому, процесс и итог целенаправленного влияния на личность, создание необходимых условий для формирования личности (что соотносится с толкованием О. П. Князевой). Такая многосторонность обусловливает следующую постановку задачи: выделить в воспитании существенные черты, которые позволили бы отделить его от смежных понятий.

Прежде всего, нужно сказать, что воспитание может пониматься в двух смыслах: широком (влияние на человека всех формирующих его факторов) и узком (целенаправленная деятельность педагога). Рассматривая воспитание в узком смысле, Е. Н. Степанов, Л. В. Байбородова и С. Л. Паладьев подчеркивали три его важнейшие черты:

- целенаправленность;

- воспитательная деятельность – процесс управления развитием личности, а не самой личностью;

- воспитание есть любое педагогическое взаимодействие, а не только внеклассные мероприятия.

Терминами, близкими, но не тождественными воспитанию, являются самовоспитание и перевоспитание. По мнению А. Г. Ковалева, самовоспитание есть «сознательная и планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития». Появление данного понятия было тесно связано с новыми представлениями о том, кто будет соотносить социально-культурный образец с поведением (в соответствии с точкой зрения П. И. Пидкасистого). Если в процессе воспитания этим занимается воспитатель, то при самовоспитании подобная функция возложена на самого воспитанника. Нетрудно заметить, что взгляды П. И. Пидкасистого и А. Г. Ковалева перекликаются, так как требования общества неизбежно включают в себя социально-культурный образец, а названное соотнесение подразумевает сознательную работу. Это позволяет снять остроту противоречия, возникающего между двумя первыми особенностями воспитания, когда, с одной стороны, существует цель, заданная обществом, реализуемая воспитателем и связанная со свойствами личности, а с другой стороны, непосредственно на эти свойства воздействовать нельзя. Поэтому Л. В. Байбородова отмечает, что воспитание без самовоспитания невозможно, промежуточным звеном между ними служит принятие личностью воспитательного воздействия.

Термин «перевоспитание», по словам П. И. Пидкасистого, сейчас является не строго научным, а скорее обиходным, хотя С. А. Беличева и М. А. Анемаскин выделяют в воспитании исправительную функцию. Данное понятие применяется, когда личность рассматривается как сумма положительных и отрицательных качеств, причем предполагается, что последние известны и подлежат изъятию и замене на положительные. На наш взгляд, между подобным представлением и системным подходом существует некоторое несоответствие, ведь механическая замена одного качества другим может дать неожиданный суммарный результат, поэтому термин «перевоспитание» далее нами использоваться не будет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru