Сущность и структура теории воспитания

Страница 6

В принципе, если разделять систему воспитания на компоненты, то это разделение не отличается от такового для воспитания как системы. Любой педагог, конструируя в своем сознании систему воспитания, должен задуматься, например, о цели и о критериях качества, то есть целевой и контрольно-оценочный компонент так же присущи системе воспитания, как и воспитанию. Однако здесь, по нашему мнению, есть различия, которые мы поясним на примере. Допустим, что на ребенка влияют факторы, которые действуют в школе и которые действуют на улице. Теперь зададим вопрос: рассматривая воспитание как систему, вправе ли мы считать «уличные» воздействия элементами данной системы? На этот вопрос следует дать утвердительный ответ, потому что итогом действия тех и других факторов является определенная личность, и факторы связаны между собой («школьное» воспитание может ослаблять «уличное» и наоборот). Воспитание как систему можно рассмотреть и в широком, и в узком смысле, коль скоро это не оговорено внутри самого термина. Но можем ли мы назвать «уличные» воздействия элементами системы воспитания? По нашему мнению, нет: во-первых, эти воздействия носят в значительной степени хаотичный характер и вряд ли корректно будет говорить о тождественности функций. Во-вторых, если данные воздействия неизвестны педагогу в школе, то не приходится говорить о том, что их образ находится в его сознании (о «школьных» воздействиях это сказать можно). Итак, мы можем сказать, что система воспитания подразумевает воспитание в узком смысле (целенаправленная деятельность педагогов), а воспитание как система – еще и в широком (как воздействие на личность вообще).

Сравнительную характеристику систем, связанных с процессом воспитания, удобно представить, на наш взгляд, в виде таблицы. Составляя ее, мы опирались на идеи Дж. Нидхэма, который считал, что системы могут отличаться друг от друга по специфике элементов или по характеру связей.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика систем, связанных с процессом воспитания

Система

Наличие элементов, существующих вне сознания

Направленность свя-зей на оптимизацию

Теория воспитания как система

Нет

Необязательна

Воспитание как система

Есть

Необязательна

Воспитательная система

Есть

Обязательна

Система воспитания

Нет

Обязательна

Системный подход в теории воспитания не исчерпывается тем, что он способствовал появлению целого ряда новых понятий. Ранее мы упоминали объектно-натуралистический и методологический взгляды, когда говорили о системном подходе вообще - в теории воспитания они также реализуются. Объектно-натуралистический взгляд признает два отношения к воспитанию: воспитание есть системная или бессистемная деятельность. Ранее мы упоминали, что эта точка зрения не завоевала в педагогике большой популярности, чему, по всей видимости, способствовала именно такая бинарность возможного ответа. Иной взгляд, методологический, позволяет использовать при описании воспитательных систем как статическую, так и динамическую точку зрения. В качестве примера первой из них можно привести девять принципов воспитательной системы, выведенных В. А. Караковским:

- наличие высокой цели;

- заинтересованность педагога в ребенке;

- диалектика требовательности и уважения;

- взаимосвязь обучения и воспитания;

- обучение и воспитание суть взаимодействие;

- отрицание шаблона в воспитательной работе;

- дискретность (разрывы во времени) воспитательного процесса;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по педагогике:

Функции контроля знаний и умений учащихся
Контроль, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определенные функции. В научно-методической литературе по теории и методике обучения математике выделяют следующие наиболее значимые функции проверки: контролирующую, обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориенти ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru