Сущность и структура теории воспитания

Страница 4

Понятие воспитательной системы является сейчас одним из наиболее важных и популярных во всей теории воспитания при рассмотрении ее с позиций системного подхода. Подтверждением этому может служить мнение Е. Степанова: «В процессе изучения выяснилось, что в успешно функционирующих образовательных учреждениях методологической основой деятельности являются идеи системного подхода и воспитательных систем» . Л. И. Новикова определяет воспитательную систему как «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, отношения, материальная база, освоенная коллективом социальная среда) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Данное определение демонстрирует, что в состав воспитательной системы входят как теоретические построения, так и материальные объекты - этим она отличается от теории воспитания и воспитания как систем. Также, по мнению Л. И. Новиковой, говоря о воспитательной системе, необходимо помнить о трех ее аспектах, аналогичных тем, которые вывел С. В. Рогожин. Согласно этим представлениям, воспитательная система одновременно выступает как: феномен реальной действительности (нечто, существующее само по себе), субъект воспитания (ее отношение к воспитаннику), объект воздействия (отношение к ней руководителей школы или иного заведения, где воспитание определено в числе целей).

В роли третьего аспекта, то есть субъекта воспитания, воспитательная система имеет ряд преимуществ, среди которых выделяются следующие:

- интеграция усилий субъектов иного уровня;

- расширение диапазона воспитательных факторов;

- экономия времени и сил (одна их составляющих оптимизации);

- моделирование и создание наилучших условий.

В каком бы аспекте ни рассматривалась воспитательная система, она обладает особыми свойствами, сближающими ее не с системами вообще, а с некоторыми из них. Л. И. Новикова и В. А. Караковский в качестве таких признаков выделяли следующие: открытость, неравновесие, саморегуляция, управляемость.

Выделение элементов в воспитательной системе относительно, что соответствует представлениям А. А. Богданова и зависит от того, какой именно аспект подлежит рассмотрению. Из определения воспитательной системы видно, что она включает пространственную и деятельностную составляющие. Пространственная указывает, что существует воспитательная система отдельной страны, которую к настоящему моменту нельзя считать элементом какой-то другой системы, более крупной. Она включает подсистемы административных единиц, в свою очередь включающие подсистемы городов, школ и т. д. Более того, по мнению многих исследователей, количество таких подсистем может быть бесконечно большим. Очевидно, что рассмотренная нами классификация Л. В. Кузнецовой строится именно по такой схеме. Деятельностная составляющая представлена, например, в трудах Т. И. Боровковой и В. А. Кан-Калика. В работах Е. Н. Степанова предпринята попытка учесть обе составляющие воспитательной системы путем вычленения пяти компонентов:

- индивидно-групповой;

- ценностно-ориентационный;

- функционально-деятельностный;

- пространственно-временной;

- диагностико-результативный.

Подобная попытка с аналогичными результатами была предпринята Ю.А. Юргелянисом. Следует отметить, что прямая связь обуславливает организационно-деятельностный компонент, когда воспитательная система рассмотрена в качестве субъекта воспитания, и содержательно-целевой компонент, когда она рассматривается как объект. Контрольно-оценочный компонент обусловлен существованием обратной связи в системе как субъекте. Наконец, эмоционально-мотивационный компонент подразумевает наличие обратной связи, когда система анализируется в качестве феномена действительности. О диагностико-результативном компоненте воспитательной системы следует сказать, что выход данной системы многоаспектен, по замечанию В. А. Резникова, и поэтому реализация данного компонента бывает во многих случаях затруднительна.

Подобно всякой другой системе, воспитательная система развивается посредством смены стабильных состояний и проходит при этом ряд этапов. В. А. Караковский и Н. Л. Селиванова выделяли следующие звенья эволюции системы: становление, отработка структуры, оформление системы. Развитие может начаться, если допустимо так выразиться, «с нуля» (так оно начиналось на заре существования человечества) или после завершившегося процесса деградации. Оформление системы есть переход в новую стадию, когда процесс сохранения начинает играть все более важную роль. До этого саморегуляция (понятие О. Ланге) присутствовала, но не имела большой силы, при оформлении воспитательной системы эта способность возрастает. Потерю воспитательной системой состояния стабильности Л. И. Новикова назвала кризисом, который может иметь вариативный исход. В одном случае системообразующие связи после него восстанавливаются полностью, но ведущая деятельность (то есть функционирование) изменяется. В другом случае связи могут быть изменены, тогда возникнет новая система. Наконец, в третьем случае может иметь место разрушение системы. Ю. П. Сокольников писал, что «воспитательные задачи существуют прежде всего как проявление неуравновешенности тех или иных систем». В словах «прежде всего» выражено, по сути, представление о стабильности как условии оптимизации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по педагогике:

Формирование личности дошкольника в системе дошкольного образования в Японии
Система дошкольного образования в Японии, помимо духовного, физического развития дошкольников, призвана решать глобальную задачу формирования у детей навыков социального поведения, навыков коммуникации с другими людьми (как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников), си ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru