Сущность и структура теории воспитания

Страница 3

5. Методика воспитания. Под методикой понимается совокупность методов, то есть способов теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, или же наука о них. В настоящее время в теории воспитания разработана весьма подробная классификация методов с множеством пунктов. Необходимо отметить, что методы делятся, прежде всего, по своей функции: так, существуют методы контроля (например, анкетирование), организации деятельности, стимулирования деятельности (например, поощрение), самовоспитания, формирования сознания и другие. Системный подход в теории воспитания утверждает, что ни один из методов не должен рассматриваться и использоваться изолированно; например, без контроля итогов воспитания трудно или невозможно принимать какие-либо меры по стимулированию деятельности так, чтобы это стимулирование вело к нужным результатам.

Итак, мы привели определение теории воспитания, рассмотрели ее основные составляющие. Из них в первом параграфе только термин «элемент» упоминался как неразрывно связанный с понятием «система» и системным подходом. Однако системный подход позволил появиться в теории воспитания целому ряду понятий, в числе которых необходимо упомянуть следующие:

- теория воспитания как система;

- воспитание как система;

- воспитательная система;

- система воспитания.

Их отличие заключается в том, какой именно объект внутри теории воспитания рассматривается как система. Поэтому дальше мы обратимся к особенностям каждого из названных понятий.

Если проводить сравнительный анализ теории воспитания как системы и воспитания как системы, то при этом, в первую очередь, нужно отметить два отличия, которые, по нашему мнению, достаточно хорошо заметны. Прежде всего, теория воспитания, как и теория вообще, есть система по определению. Воспитание же в качестве системы может и не рассматриваться. Далее, теория всегда есть конструкция, существующая в сознании, в то же время воспитание является процессом, существующим в природе вне его. Для выявления третьего различия нам придется прибегнуть к аналогии.

Рассмотрим понятия, применяемые в физике: теория электромагнитного поля и электромагнитное поле. И то и другое может быть рассмотрено с позиций системного подхода, как система, но элементы в этих двух случаях будут разными. В качестве таковых для физической теории, по замечанию Л. И. Мандельштама, выступают основные понятия и связывающие их закономерности; когда последние выявлены наиболее четко, они могут принять вид математического аппарата. Теория электромагнитного поля рассматривает, как возникает поле, как оно существует, развивается и какое влияние оказывает на физические тела. Рассмотрение электромагнитного поля как системы предполагает выделение в качестве элементов электрической и магнитной составляющих и изучение вопроса, какие между ними существуют соотношения. То есть поле рассматривается как таковое, без учета его происхождения и воздействия на материальные объекты. Разумеется, мы можем признавать, что электромагнитное поле есть открытая система, но углубление данного вопроса заставило бы нас выйти за пределы первоначальных границ изучения. Предположим, что в качестве системы рассматривается радиосигнал, пущенный к далекой планете и созданный при помощи колебательного контура. Данный контур может уже не существовать; тогда он или происходившие в нем процессы не могут быть включены в систему этого радиосигнала. Контур лишь участвовал в возникновении системы, то есть являлся контекстом, а не элементом. Но в определение системного подхода, которое мы привели в первом параграфе, контекст не входит, и, следовательно, изучение условий возникновения объекта, рассматриваемого как система, к самому этому рассмотрению (в чистом виде) не имеет отношения.

То же самое наблюдается при использовании системного подхода по отношению к теории воспитания и воспитанию. Вопрос, почему люди воспитывают и как произошло обособление подобной деятельности от прочих, выходит за пределы рассмотрения воспитания как такового. Переход к рассмотрению теории воспитания как системы совершается при добавлении к перечню, составленному Л. В. Байбородовой и М. И. Рожковым, условий, при которых возник и поддерживается процесс воспитания. Именно такое добавление было сделано, например, Ю. К. Бабанским. Равным образом признание того, что теория воспитания есть система, еще не означает поиск ответа на вопрос, под влиянием каких факторов она зарождается и каким образом включена в общую систему научного знания. Это – сфера философии, то есть иной науки. Вряд ли можно подвергать сомнению развитие теории воспитания, согласующееся с гегелевскими законами диалектики, но эти законы не являются элементами данной теории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru