Сущность и структура теории воспитания

Страница 5

Понятие «система воспитания» для реализации системного подхода в теории воспитания является не менее важным, чем понятие «воспитательная система». Мы должны сказать, чем различаются эти понятия. Данный вопрос в настоящее время представляется весьма сложным и единого мнения на этот счет не существует. Так, П. И. Пидкасистый писал: «Система воспитания размещается в сознании педагога-профессионала. Системность воспитания – характеристика профессионального мышления педагога». Таким образом, система воспитания является таким же теоретическим объектом, как и теория воспитания, и, в отличие от воспитательной системы, лишена пространственной составляющей. Многие исследователи придерживаются подобной точки зрения. Например, Ф. М. Волков и Л. Новотный характеризуют систему воспитания через факторы и направления, относя к ним и те, которые возникают в процессе учебной деятельности; И. А. Колесникова выделяет в качестве важнейшего признака общественной системы воспитания наличие деятельности субъектов разных уровней. Используя определения П. И. Пидкасистого и Ф. М. Волкова, можно предложить следующую формулировку: внутри одной воспитательной системы могут быть разные воспитательные системы, но внутри одной системы воспитания не может быть разных систем воспитания. Есть, например, воспитательная система школы и воспитательная система класса, включенная в нее; но в системе воспитания «по Макаренко» не может быть, скажем, системы воспитания «по Гербарту». Так как это разные системы, то у них будут и разные направления, но тогда при попытке их соединить будет потеряна цельность как неотъемлемая характеристика системы. Воззрения подобного рода общепринятыми, однако, не являются: так, в Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к элементам системы воспитания отнесены родители военнослужащих. Тем не менее, мы применяем толкование П. И. Пидкасистого, потому что оно позволяет разграничить понятия системы воспитания и воспитательной системы. О возможном смешении соответствующих терминов писал и сам П. И. Пидкасистый: «То, что доступно предметному восприятию в школе, когда говорят о системе воспитания, — это воплощение системы как продукта мышления педагога».

Также систему воспитания важно разграничить с воспитанием как системой. Их различие проявляется как в том, что первая система теоретическая, а вторая - реальная, так и в том, что воспитание понимается в том и другом случаях с различных позиций. При рассмотрении воспитания как системы внимание может быть направлено исключительно на процесс воспитания как таковой, то есть в таком случае ставится познавательная задача. Когда же мы считаем, что в школе реализована система воспитания, то имеем в виду еще и целевой компонент, поскольку система воспитания предполагает применение ее для практических нужд и получение на выходе планируемых качеств личности. Другими словами, понимание воспитания как системного процесса еще не предполагает оптимизации, а при создании системы воспитания поиск оптимального варианта есть постоянно существующая задача. Это сближает систему воспитания с воспитательной системой.

Выделение элементов и структуры в системе воспитания имеет некоторые особенности, закономерно вытекающие из ее отличий от смежных понятий. Важнейшее свойство системы воспитания в данном случае выделил П. И. Пидкасистый: «Система воспитания есть там и только там, где организованы факторные влияния на личность как элементы широкого профессионального влияния, которые носят объективный закономерный характер. Следовательно, система не может иметь множество вариантов, она инвариантна, потому что диктуется закономерностью влияния на развитие человека определенных объективных факторов» . Также П. К. Анохин и Н. М. Таланчук писали, что подобной системой, как и системой вообще, может называться лишь комплекс, взаимодействие частей которого ведет к «фокусированному результату» . И. А. Липский и Л. Е. Никитина отмечали, что выделение элементов в системе воспитания может строиться по двум принципам. Первый из них предполагает выделение элементов согласно особенностям связей между ними. Согласно второму, «система - это характеристика упорядоченности объекта по отношению к одной из его функций. Упорядоченность следует понимать как тождественность каждого элемента своей «ма­лой функции», подчиненной «большой функции» системы». Эта «подчиненность функций» и есть, на наш взгляд, тот фактор, который ведет к «фокусированному результату» на выходе воспитательной системы и обеспечивает инвариантность системы воспитания. На наш взгляд, вышеупомянутые слова П. К. Анохина и И. А. Липского о фокусированном результате и тождественности функций непосредственным образом связаны с заранее фиксированным свойством как условием выделения системы, о котором писал А. И. Уемов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru