Анализ деятельности вузовских библиотек города Белгорода

Новое об образовании » Вузовская библиотека в образовательной среде учебного заведения » Анализ деятельности вузовских библиотек города Белгорода

Страница 4

Отношение к Болонскому процессу в России не однозначное. По мнению многих ученых, Россия гораздо менее интегрирована в европейские структуры и процессы, чем страны Евросоюза, поэтому ей незачем приспосабливаться к единой Европе – лучше сохранить свою роль мегасистемы. Но даже скептики отдают отчет в том, что самодостаточность не должна оборачиваться изоляцией и взаимодействие неизбежно.

Определенная роль в процессе создания единого образовательного пространства принадлежит вузовским библиотекам, так как подготовка кадров высшей квалификации, отвечающих как российским, так и международным стандартам, невозможна без полноценного обеспечения образовательного процесса учебными и научными изданиями, как в традиционном, так и в электронном виде.

Предложения по реформе образования России, несомненно, коснутся библиотеки вуза, как социокультурного института, включенного в образовательное пространство. Исходя из этого, можно определить степень задействованности вузовской библиотеки в некоторых декларируемых преобразованиях и обозначить возможные проблемы.

Во-первых, введение новой трехступенчатой структуры обучения (бакалавр, магистр, доктор) с последующей выдачей дипломов единого образца, по мнению стран-участниц, ускорит процесс обучения студентов, упростит продвижение и обучение научных кадров, оставляя больше времени для практической деятельности. Будут сокращаться аудиторные часы, у студентов появится время для самостоятельного изучения дисциплин. Встраивание аспирантуры в общую систему высшего образования приведет к введению новых курсов в аспирантские программы, что также потребует информационной поддержки от библиотек.

Можно предположить, что современные российские вузовские библиотеки столкнутся с проблемой обеспечения документными ресурсами как узкой и глубокой специализации (магистратуры), так и широкой подготовки специалистов, на которую нацелен бакалавриат, а также предоставления выпускникам возможности постоянного обновления знаний, умений и навыков посредством библиотечных ресурсов. При этом определенные трудности возникнут при формировании качественного библиотечного фонда на различных носителях, отборе необходимых изданий из многочисленного репертуара издаваемой учебной литературы, который и сегодня недостаточно соответствует потребностям вузов.

Надо заметить, что требование книгообеспеченности – это специфика российского высшего образования. При соблюдении условий Болонской декларации как для вузов, так и для их библиотек, сложность будет заключаться в согласовании системы стандартов процедуры оценки качества, в частности, по вопросу обеспечения образовательного процесса учебной и научной литературой, что не исключает необходимости пересмотра подходов к формированию библиотечных фондов.

Сегодня, вследствие отмеченной специфики в библиотеках государственных вузов России, реально уменьшаются фонды научной литературы и растут фонды литературы учебной. Другими словами, статус научной библиотеки вуза может поменяться на статус учебной библиотеки. По статистическим данным Центральной библиотечно-информационной комиссии соотношение учебных и научных фондов России в 1999 году составляло 50% на 50%, а в 2005 году научная литература в фондах вузовских библиотек насчитывала уже 40%, т.е. вузы вышли на уровень требований приказа о книгообеспеченности, предписывающего иметь в фонде 60% учебной литературы. И до настоящего времени вузы продолжают приобретать учебную литературу в большем объеме, чем научную.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru